Стратегия развития воспитания до 2025 г План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ решением педагогического совета
Директор школы: МБОУ «Атнарская СОШ»
_________ С.И.Кудряшов протокол
№ 7 от 20.05.2021
Приказ № 51 от 20.05.2021
МБОУ «АТНАРСКАЯ СОШ»
с.Атнары
2021 Пояснительная записка
Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре примерной программы
воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Один из результатов реализации программы - приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности. Рабочая программа воспитания МБОУ «Атнарская СОШ»
включает в себя четыре основных раздела: раздел«Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса»; раздел «Цель и задачи воспитания»; раздел«Виды, формы и содержание деятельности»; Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной
работы».
Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса Село Атнары расположено в пяти
километрах от центра Красночетайского района. Воспитательный процесс МБОУ
«Атнарская СОШ» объединяет весь школьный коллектив: учащихся, родителей,
педагогов. Контингент обучающихся состоит из проживающих в селах Атнары и
Шорово, а также подвозимых детей из ближних деревень района: д. Сосново, д.
Тарабаи, д. Липовка Вторая, д. Сормово, д. Березовка, д. Тоганаши, п. Саланчик,
д. Петропавловск, д. Горбатовка. По социальному статусу семьи разные: полные,
неполные, семьи опекунов, благополучные, малообеспеченные, многодетные, семьи с
детьми с ОВЗ, семьи с детьми – инвалидами. Школа находится в шаговой
доступности от образовательных, культурных, спортивных и социальных учреждений: ·
МБУ ДО «Дом детского и
юношеского творчества»Красночетайского района; ·
МБУ ДО Красночетайская
детская школа искусств»; ·
МАУ ДО «ДЮСШ ФСК «Хастар» Красночетайского
района;
Сотрудничество и
взаимодействие с партнерами проявляется в совместной реализации образовательных
проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании
образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех
участников образовательного процесса позволяет учащимся получить социальный
опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет мировоззрение. Процесс воспитания в МБОУ
«Атнарская СОШ» основывается - неукоснительное соблюдение
законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности
информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при
нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в
образовательной организации психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников; - реализация процесса
воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей,
которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу; - организация основных
совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной
заботы и взрослых, и обучающихся; - системность,
целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными
традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: -
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников; - важной чертой
каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов; - в школе
создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении
общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется
конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также
их социальная активность; - педагогические
работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений; - ключевой
фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Цель и задачи воспитания Современный
национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых - в усвоении ими знаний основных норм, которые
общество выработало - в развитии их позитивных отношений к этим
общественным ценностям - в приобретении ими соответствующего этим
ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений
на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел). Данная цель ориентирует педагогических
работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню
воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В
связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию
личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего
образования. 1. В воспитании обучающихся младшего школьного
возраста (уровень начального общего образования) таким целевым
приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения
обучающегося. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений обучающихся и накопления
ими опыта осуществления социально значимых дел и в
дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе
— час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в
беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных Добросовестная работа педагогических работников,
направленная Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач: - реализовывать воспитательные
возможности общешкольных
ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать - использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ; - поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и
организаций; - организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал; - развивать предметно-эстетическую
среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
ВИДЫ, ФОРМЫ И
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания
осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные
дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими
работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят
Модуль «Классное руководство» Осуществляя
работу с классом, педагогический работник(классный руководитель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного
ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание
на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через: -
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - сохранение и создание в детских
объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы
поведения; - поддержку в
детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских
инициатив.
Модуль «Школьный урок» Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее: Ø
организация предметных образовательных событий
(например, предметных недель учебных дисциплин, объединяющих учебное
пространство: уроки, внеурочные занятия, тематические перемены, игры,
соревнования, конкурсы, мастер-классы и т.д.) для обучающихся с целью развития
познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах
предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с
разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; Ø
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки
и пятиминутки, урок – деловая игра, урок-путешествие, урок мастер-класс,
урок-иссследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (викторина,
турнир, конкурсы плакатов и рисунков, экскурсии и др.); Ø
специально разработанные занятия – уроки,
занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю; Ø
интерактивный формат занятий в музее, который
способствует эфективному закреплению тем урока; Ø
привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых Ø
использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся
(школьный виртуальный музей, учебные занятия на платформах Учи.ру, ЯКласс,
Инфоурок, программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях.
Мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие
сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции) и др. Ø
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций Ø
применение на уроке интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся (игра «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, игра-состязание);
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; Ø
включение
в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний (социо-игровая режиссура урока, наличие двигательной
активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание
ситуации успеха); Ø
организация шефства мотивированных и эрудированных
обучающихся Ø
инициирование и поддержка исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в
конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях,
форумах); Ø
установление доверительных отношений между
педагогическим работником Ø
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со свеми участниками образовательного процесса, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем
соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и
самоконтроль обучающихся.
Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то,
что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших Детское самоуправление в школе осуществляется
следующим образом: На уровне школы: Ø через деятельность Совета
старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой
для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; Ø через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего Ø через деятельность
творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т.п.; Ø через деятельность
созданной из наиболее авторитетных старшеклассников На уровне классов: Ø
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; Ø
через деятельность актива класса, отвечающего за
различные направления работы класса.
На индивидуальном
уровне: Ø через вовлечение
обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел; Ø через реализацию обучающимися, взявшими на себя
соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе,
уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное
объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное
Модуль «Экскурсии, экспедиции,
походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся
расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления Модуль «Профориентация» Совместная
деятельность педагогических работников и обучающихся Эта работа осуществляется через: v циклы
профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; v профориентационные
игры, расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся
профессиональной деятельности; v экскурсии
на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; v совместное
с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям v участие
в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах,
посещение открытых уроков; v индивидуальные
консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии; v освоение
обучающимися основ профессии в рамках различных курсов дополнительного
образования.
Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный
редакционный совет подростков, старшеклассников иконсультирующих их взрослых,
целью которого является освещение на школьном сайте, в интернет сообществах
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольныхключевых
дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; · школьный
медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, вечеров; · школьная
киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, с акцентом на этическое,
эстетическое, патриотическое просвещение аудитории.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая
обучающегося предметно-эстетическая среда школы, Воспитывающее
влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых
фотографий, позволяющих познакомиться с основными направлениями работы школы,
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.); выставки работ,
участвовавших в художественных, декоративных, конкурсах фотографий и др.,
оформление стенда «Отличники учебы»; оформление стенда фотографий учителей; • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-
рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на
зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое
классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения классного руководителя со своими детьми, в том числе озеленение
кабинетов в соответствии с особенностями освещения кабинетов; создание игровых зон,
а так же мест для творческойхудожественной деятельности; • размещение в классных кабинетах школы
экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения
заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических
экспериментов; • событийный дизайн – оформление
пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.).
Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного потенциала работы с родителями
предусматривает: - создание
и работу родительского комитета, участвующего в управлении классом и школой; - родительские
собрания в классах, общешкольные собрания; - родительские
дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия; - работу
семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку
для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных
вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов; - семейный
всеобуч, на котором родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных
российских религий, обмениваться опытом;
- родительские
форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием
педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность; - привлечение
специалистов, представителей государственных органов, по запросу родителей, для
решения проблемных и конфликтных ситуаций; - участие
родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в острых
проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося, групп обучающихся; привлечение,
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных
мероприятий воспитательной направленности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются: Ø принцип
гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим
работникам, реализующим воспитательный процесс; Ø принцип
приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками; Ø принцип
развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности; Ø принцип
разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся
– это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.
Основные
направления самоанализа воспитательной работы
Итогом самоанализа организуемой в
школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу. |