воспитание и развитие личности как общенациональный стратегический приоритет



Стратегия развития воспитания до 2025 г

План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации


 

 РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА                                                  УТВЕРЖДАЮ

  решением педагогического совета                                             Директор школы:

  МБОУ «Атнарская СОШ»                                                           _________ С.И.Кудряшов    

  протокол  № 7 от 20.05.2021                                                       Приказ  № 51 от 20.05.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МБОУ «АТНАРСКАЯ СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Атнары

 

2021

Пояснительная записка

 

Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре примерной программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.

Один из результатов реализации программы - приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Рабочая программа воспитания МБОУ «Атнарская СОШ» включает в себя четыре основных раздела:

раздел«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»;

раздел «Цель и задачи воспитания»;

раздел«Виды, формы и содержание деятельности»;

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

 

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Село Атнары расположено в пяти километрах от центра Красночетайского района. Воспитательный процесс МБОУ «Атнарская СОШ» объединяет весь школьный коллектив: учащихся, родителей, педагогов. Контингент обучающихся состоит из проживающих в селах Атнары и Шорово, а также подвозимых детей из ближних деревень района: д. Сосново, д. Тарабаи, д. Липовка Вторая, д. Сормово, д. Березовка, д. Тоганаши, п. Саланчик, д. Петропавловск, д. Горбатовка. По социальному статусу семьи разные: полные, неполные, семьи опекунов, благополучные, малообеспеченные, многодетные, семьи с детьми с ОВЗ, семьи с детьми – инвалидами.

Школа находится в шаговой доступности от образовательных, культурных, спортивных и социальных учреждений:

·         МБУ ДО «Дом детского и юношеского творчества»Красночетайского района;

·         МБУ ДО Красночетайская детская школа искусств»;

·          МАУ ДО «ДЮСШ ФСК «Хастар» Красночетайского района;

 

Сотрудничество и взаимодействие с партнерами проявляется в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса позволяет учащимся получить социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет мировоззрение.

Процесс воспитания в МБОУ «Атнарская СОШ» основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

 

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); 

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 

Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. 

Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;

- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;

- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

 

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогическими работниками для обучающихся.

 

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагогический работник(классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

 

 Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- сохранение и создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогическими работниками детских инициатив.

 

 

 

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

Ø  организация предметных образовательных событий (например, предметных недель учебных дисциплин, объединяющих учебное пространство: уроки, внеурочные занятия, тематические перемены, игры, соревнования, конкурсы, мастер-классы и т.д.) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

Ø  проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок – деловая игра, урок-путешествие, урок мастер-класс, урок-иссследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (викторина, турнир, конкурсы плакатов и рисунков, экскурсии и др.);

Ø  специально разработанные занятия – уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;

Ø  интерактивный формат занятий в музее, который способствует эфективному закреплению тем урока;

Ø  привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

Ø  использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (школьный виртуальный музей, учебные занятия на платформах Учи.ру, ЯКласс, Инфоурок, программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях. Мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции) и др.

Ø  использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, проведение Уроков мужества;

Ø  применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся (игра «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, игра-состязание); дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; 

Ø  включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);

Ø  организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Ø  инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах);

Ø  установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

Ø  побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со свеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.

 

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших
и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

Ø  через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов;

Ø  через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);

Ø  через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

Ø  через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемыми школьным психологом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе (школьная служба примирения).

На уровне классов:

Ø  через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

Ø  через деятельность актива класса, отвечающего за различные направления работы класса.

 

На индивидуальном уровне:

Ø  через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

Ø  через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

 Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).

 

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Эта работа осуществляется через:

v  циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

v  профориентационные игры, расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

v  экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

v  совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;

v  участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;

v  индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

v  освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов дополнительного образования. 

 

Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников иконсультирующих их взрослых, целью которого является освещение на школьном сайте, в интернет сообществах наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольныхключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

· школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров;

· школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории.

 

 

 

 

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений и их периодическая

переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных

установок школьников на учебные и вне учебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых фотографий, позволяющих

познакомиться с основными направлениями работы школы, фотоотчетов об интересных

событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,

встречах с интересными людьми и т.п.); выставки работ, участвовавших в

художественных, декоративных, конкурсах фотографий и др., оформление стенда

«Отличники учебы»; оформление стенда фотографий учителей;

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе

школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для

школьников разных возрастных категорий, оздоровительно- рекреационных зон,

позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями

вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию

и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного

руководителя со своими детьми, в том числе озеленение кабинетов в соответствии с

особенностями освещения кабинетов; создание игровых зон, а так же мест для творческойхудожественной деятельности;

• размещение в классных кабинетах школы экспонатов школьного

экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными

школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;

• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных

школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,

выставок, собраний, конференций и т.п.).

 

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:

- создание и работу родительского комитета, участвующего в управлении классом и школой;

- родительские собрания в классах, общешкольные собрания;

- родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;

- работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;

- семейный всеобуч, на котором родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; 

- родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; 

- привлечение специалистов, представителей государственных органов, по запросу родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;

- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в острых проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося, групп обучающихся;

привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

Ø  принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;

Ø  принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

Ø  принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися  деятельности;

Ø  принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

 

 

 

 

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Модуль

Реализация модуля через критерии

Критерий

Способы получения информации (инструмент)

Ключевые общешкольные дела

1,2,3,4,5,7

1. Динамика личностного развития

 

2. Качество реализуемой в школе совместной деятельности учащихся и педагогов

 

3. Динамика показателей общей социализированности и воспитанности школьников

 

4. Динамика сформированности классного и общешкольного коллектива

 

5. Динамика удовлетворенности детей и родителей качеством образования и воспитания в школе

 

6. Показатель вовлеченности родителей в совместную деятельность

 

7. Результаты воспитания через анализ классного руководителя и заместителя директора по УВР

- Педагогическое наблюдение

 

- Анкетирование

 

- Тестирование

 

- Сотрудничество с узкими специалистами, родителями

 

- График активности участия обучающихся и родителей в делах класса, школы

 

- Собеседование

 

- Диагностика уровня воспитанности обучающихся

 

- Социометрия

 

- Отзывы обучающихся и родителей

 

 

 

 

Классное руководство

2,3,4,7

Курсы внеурочной деятельности, дополнительное образование

1,2,3,4,6,7

Школьный урок

1,3,4,5,7

Самоуправление

1,2,3,7

Детские общественные объединения

1,2,3,4,7

Профориентация

1,2,3,7

Школьные медиа

1,2,3,7

Организация предметно-эстетической среды

1,2,3,7

Работа с родителями

2,3,5,6,7

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Прикрепленные файлы

docx
kalendarnij-plan-vospraboti.docx 53,67 Kb 01.12.2021
pdf
plan_meropriyatij_po_realizacii_strategii_vospitaniya_po_2025_g.pdf 157,28 Kb 01.12.2021