Как научиться писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников, – это сочинение. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение-рассуждение небольшого объема на предложенный текст гораздо легче, чем традиционное сочинение объемом в 4 листа. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как же избежать этого явления?

 Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?». Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что …

2. По его мнению, ...

3. Я согласен с автором, потому что …

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть несколько, но нужно выявить  только главную, и этому необходимо научить именно в процессе комплексного анализа текста. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1)      пересказ текста;

2)      выделение микротем;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) определение идеи текста;

6)формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Учащиеся должны научиться видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо анализируемый текст «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста, запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Ни в коем случае нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме?

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис – мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?». Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль доказана мной?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

Уместно предложить ребятам использовать план работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся, использующие план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как: «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.