Как привить учащимся любовь к музыке

Как привить учащимся любовь к музыке

Юрий Александрович Данилов

                                                                                   

Как привить учащимся любовь к музыке

Духовно- нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения - проблема достаточно сложная и многолетняя. Это дело и школы и семьи. И тут на помощь приходят коллективные творческие союзы, музыка роднит и объединяет души разных поколений. В творческих коллективах ребенок более свободно, раскрепощено передает свое отношение к музыке, развивает инициативу, самостоятельность мышления, фантазию, умение общаться в коллективе и т.д.

           В последние годы все чаще  замечается  угасающий интерес родителей к занятиям своих детей, а нередко и сами ученики теряют  интерес к занятиям в музыкальной школе. Возможно, это происходит из-за больших перегрузок в общеобразовательной школе, на работе. В семьях детям не хватает родительского внимания, царит культ господства материальных ценностей над духовными, велико число детей с отклонениями в здоровье (в том числе и психическими). В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе, занятиям с репетиторами, упуская нравственный и духовный аспект воспитания. В обществе отсутствуют чёткие представления о пороке и добродетели, нет уважения к людям старшего поколения.

         Поэтому моя задача, найти такие методы работы с детьми, что бы затронув струнки детской души, она откликнулась и запела, нужно привлечь внимание ребенка к общему делу, создать атмосферу доверия, понимания и единения.

         Где, как не на уроках хора, песня может объединить и дать почувствовать ребенку свою пользу, пусть пока в не значительном, но все-таки - общем деле, воспитать их слушателями и ценителями музыки, чтобы даже после окончания школы, сохранилась любовь к музыке, и возникало желание участвовать в различных видах музыкальной деятельности.

           В нашей школе организованно  много творческих  хоровых коллективов, я  работаю с детьми младших, средних и старших классов.

Младший школьный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Поэтому  начинать такую работу необходимо уже в младшем хоре. Нравственное воспитание в хоре должно происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности. Воспитывать необходимо не только музыкой, но и  проводя беседы на этические темы, обсуждения положительных и отрицательных поступков детей, ознакомление детей с нравственными нормами. Необходимо формировать гуманные отношения между детьми.

 

Со всеми юными хористами ведется серьёзная работа, результатом которой являются регулярные выступления на концертах школы, а так же участие в фестивалях и конкурсах. В школе отмечаются свои традиционные праздники – «День Учителя», «Хоровые концерты» и т.д. Это все конечно очень важно, но если нет общего понимания и доверия, не будет и самого хорового коллектива, наш хор – дружный коллектив, любящий хоровое пение, стремящийся научиться понимать язык музыки  и  научить этому  других.

         Среди нас разные ребята, но основной закон хора – это закон дружбы, взаимной поддержки и помощи.

        Я называю это – одним организмом, где все - начиная с самого маленького и до руководителя хора, одинаково думают, дышат, поют, а значит живут.

С первых шагов разучивания нового произведения, я вначале рассказываю много интересного. И нередко в этом помогают сами дети, они приносят разные книги, картинки, рисунки на тему музыкального произведения. Часто такие беседы занимают много времени, но на это я иду сознательно, предвидя пользу общего развития интереса и расширения эстетического кругозора у детей, а также обращаю внимание на духовно-нравственное развитие учащихся. Разучивая песню на уроке хора,  я знакомлю детей с композитором, эпохой, литературным и историческим наследием, слушаем записи известных исполнителей.

         Ключевое место в педагогике занимают  психолого- педагогические знания. Без них труд учителя может превратиться в ремесло, от которого не будет получать удовлетворения ни сам учитель, ни его ученик.

          Поэтому, проводя занятия хора и репетиции, я ищу разные формы работы. Это и новые необычные распевки, пение с фонограммой, индивидуальный опрос учащихся «игра в солиста», элементы театрализации, ритмические  упражнения в такт песни, рассказы, беседы и т.д.

           И как всегда приносят сюрпризы сами дети. Бывает, что на наши уроки заходят гости, это могут быть  родители, и просто друзья и подруги детей, и тогда урок становиться еще более интересным, есть  для кого стараться петь, проявить свои артистические качества.

Равнодушный, не увлеченный человек вряд ли добьется успеха, чтобы загорелася ярким пламенем искорка детского интереса, надо гореть самому. Я всегда стараюсь показать своим примером, что хоровое пение - это искусство и оно требует серьезного отношения.

         Хочу показать детям, что можно добиться больших успехов, если добросовестно трудиться и выполнять все требования учителя.

       В связи с этим я провожу целенаправленную работу по формированию и стимулированию интереса к занятиям музыкой.

Методическую основу обучения составили такие цели:

- Развитие познавательного интереса у учащихся.

- Эстетическое воспитание.

- Духовно-нравственное воспитание.

- Развитие творческих и артистических способностей учащихся, стимулирование успеха.

- Анализ педагогической работы.

 

 В своей работе я  использую методики разных великих деятелей: Д. Огороднова, В. Попова, Струве и т.д. Также в своей работе я использую свой накопившейся  индивидуальный опыт,  уровень знаний и умений, который в процессе обучения я передаю детям, увлеченность своим предметом, эмоциональность и живость пробуждает интерес к знаниям, создает атмосферу творчества. Так же определяя возможности певцов, климатические региональные особенности, я выбираю более удобные и полезные методы  вокально - хоровой работы в детских хоровых коллективах.

 

В Работе  над  произведением

Главная воспитательная задача – это воздействие репертуаром. Интересный и яркий репертуар – это сильное «оружие» в руках руководителя хора. Воспитание подрастающего поколения, постижение урока: добра и зла, справедливости, мужества, тонкого чувства прекрасного, развивает фантазию, образные ассоциации. Участие в беседах, обсуждение стихов, музыки развивает музыкальный вкус, расширяя кругозор познаний у детей, помогает развивать эмоциональный характер, сопереживание с текстом.

Все это позволяет говорить о творческом росте коллектива, главная задача руководителя хора   поддерживать и развивать интерес учащихся.

Поэтому программа хорового коллектива подбирается с большой любовью и знанием особенностей детского голоса, в репертуар хоровых коллективов обязательно включены  обработки народных песен, произведения композиторов классиков, шедевры хоровой музыки ( 18-20 веков), В,Моцарта, И.Баха, Ф, Шуберта, П.Чайковского, М. Мусоргского, и т.д.

А так же обязательно,  в работе с хоровыми коллективами я использую песни современных авторов, военно-патриотические песни, которые помогают в духовно-нравственном воспитании учащихся и сохранении традиций.

     С младших классов, мы проводим классные часы, беседы, концерты, встречи с ветеранами, участвуем в разных школьных и городских мероприятиях и конечно выступаем, поем, читаем стихи. Я сам наблюдаю и вижу большие перемены в духовном воспитании и культуре своих учениц. Поэтому в работе творческих коллективов я стараюсь обязательно включать в хоровой репертуар песни  военных лет, а так же патриотические песни  о Родине, которые помогают  воспитывать чувство гордости и уважения  к старому поколению, потому, что каждая песня, написанная в это героическое время, как и сама история - выстраданы сердцем, душой, болью.

 В наше современное время, когда нам специально навязывают все западное, безнравственное и простите за прямолинейность вульгарное, мне хочется доказать всем,  и детям в первую очередь, что гордость за страну, Родину, город, школу, семью идет от нас самих и начинается с детства. И  все в жизни складывается по законам божьим, по вере и справедливости. Повторяюсь, что моим детям - учащимся школы, очень нравится активная гражданская позиция, нравится участвовать в концертах, они с большой радостью ждут каждое мероприятие.

 

Конечно, обязательно при подборе репертуара, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, поэтому у меня возникает необходимость в переложении, аранжировке некоторых музыкальных произведений для исполнения в детском хоровом коллективе. 

Подросткам свойственно стремление проявлять себя в активной деятельности. Удовлетворение, которое доставляет осознанное исполнение в пении сложных музыкальных произведений, это высшая награда за труд, как  преподавателю, так и самому ученику.

             Такая работа очень важна для совершенствования процессов музыкального воспитания, и для совершенствования музыкально - педагогического мастерства самого учителя, сохранение гибкости в обучении, выработка индивидуального почерка, как следствие сохранения высокого профессионального потенциала.

 

Репертуарный план хоровых коллективов:

Младший хор «Веселые нотки»

1) Г. Гладков «Родина».

2)П. Чайковский «Мой садик»

3) В. Моцарт «Мы дети»

4) РНП «Песенка дождя»

5)Я. Дубравин «Емеля»

6) Г. Гладков «Динозаврики»

7)А. Островский  «Солнечный круг»

 

Старший хор «Пристань детства»

1) Ипполитов – Иванов «Благослови, душе моя Господа»

2) В. Бохан « В лучах надежды и любви»

3)Б. Окуджава «До свидания, мальчики»

4)РНП, обработка Ю. Чичкова «Заиграли ложкари»

5)Ф. Шуберт « Песенка Трубочиста»

6) М. Дунаевский «Цветные сны»

7) М. Фирсов «Заклятие о земле Русской»

8)А. Петряшева «Расцветай, моя Россия»

 

Хоровой коллектив «Пристань детства» (средних и старших классов)  является активным  участником  Городских и школьных концертов,  конкурсов, Пасхальных ассамблей. Развивая, и пропагандируя хоровое пение, мы воспитываем чувство патриотизма, любви к Родине,  а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Ведь песня, помогает нам раскрыть наш нравственный и духовный мир. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины,  в котором мы живем, воздействовать на чувства и настроения.

«Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств»    Гектор Берлиоз

 

Список литературы:
Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 (электронная версия)
Вендрова Т.Е, Пигарева И.В. Воспитание музыкой: из опыта работы.- М: Просвещение, 1991
Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1993 
Струве. Г. А. Школьный хор. М., 1981
Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений В.Л. Живов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 (электронная версия)
Журнал «Учитель музыки» №1, 2007 (электронная версия)
Журнал «Учитель музыки» №4, 2009 (электронная версия)
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца М., 1984г